Орм получение компьютерной информации

Виды ОРМ: классификации оперативно-розыскных мероприятий

Орм получение компьютерной информации

Оперативно-розыскная деятельность представлена отдельными мероприятиями, каждое из которых позволяет решить часть общей задачи, стоящий перед представителями государственных органов. Существуют различные виды ОРМ, имеющие собственные характерные признаки и индивидуальную направленность. Изучим интересующие нас критерии и рассмотрим классификацию оперативно-розыскных мероприятий.

Виды ОРМ

ОРМ: описание и основные признаки

ОРМ или оперативно-розыскные мероприятия – некая совокупность, включающая в себя действия аналогичного характера, производимые отдельно друг от друга. Так, например, мероприятием интересующего нас вида могут считаться следующие события:

  • контроль посылок, традиционным способом отправленных по почте;
  • проведение оперативного осмотра;
  • осуществление закупки с целью проведения проверки купленного товара;
  • контрольные процедуры в сетях электросвязи.

Сложность интересующих нас мероприятий может варьироваться. Так, например, наиболее сложной формой считаются операции оперативно-розыскного характера.

Мероприятия оперативно-розыскного характера направлены на предотвращение преступлений, и впоследствии производят такой благоприятный эффект, как снижение уровня преступности в целом

Основные признаки оперативно-розыскных мероприятий позволяют обозначить наиболее точную картину того, что же они из себя представляют. Рассмотрим признаки далее в таблице.

Таблица 1. Признаки оперативно-розыскных мероприятий

ПризнакОписание
Социальная значимостьРассматриваемые деяния характеризуются высокой значимости для общественности.
УмыселВсе искомые деяния совершаются умышленно и заранее продуманно.
ЗаконностьВсе действия, входящие в рамки обозначенных нами мероприятий, носят, безусловно, законный характер, и предусмотрены нормативно-правовыми актами нашей страны.
КонфиденциальностьЕще один уникальный признак ОРМ – конфиденциальность, актуальная:
  • как для управленческой деятельности, осуществляемой в рамках проведения рассматриваемых мероприятий;
  • так и для системы специализированных приемов сысковой деятельности.
  • Фактически, оперативно-розыскные мероприятия можно обозначить, как способы, использование которых служит последующей добыче истинной информации, отображающей ту или иную ситуацию.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется согласно нормативно-правовым актам, регулирующим аналогичного рода деятельность в целом.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий непосредственно направлено на выявление важных для следствия сведений и приостановление деятельности преступного характера, угрожающей общественному порядку

    Совершение ряда интересующих нас деяний производится во всех случаях, оговоренных законодательством страны, в отношении граждан, которые относятся к категории:

    • проверяемых – это такие лица, о которых известно, что они готовятся к совершению преступлений, при этом, обозначенные данные все же требуют проверки;
    • разрабатываемых – это граждане, о которых государственные структуры давно копят те или иные документы и прочие материалы;
    • иных.

    Сотрудники государственных структур, осуществляющие ОРМ, должны понимать, что закон устанавливает определенные ограничения, которые нужно учитывать в рамках осуществления интересующей нас деятельности.

    1. Так, например, строго запрещается воздействовать на граждан в ходе мероприятий при помощи таких методов, как:
    2. Также закон налагает запрет на совершение действий, в той или иной мере несущих угрозу:
      • жизни какого-либо гражданина;
      • здоровью лица.
    3. Нельзя также совершать деяния, угрожающие какой-либо организации, либо создавать такие условия, которые максимально затруднят ее деятельность.
    4. Запрет распространяется также на подмену процессуальных действий оперативно-розыскными.

    Как и любая иная деятельность государственных структур, оперативно-розыскные мероприятия ограничиваются законодательными актами, то есть в их рамках можно производить только те действия, которые обозначены в нормативно-правовой документации

    Задачи, решаемые проведением ОРМ

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности. В рамках данных мероприятий решаются следующие задачи.

    Таблица 2. Какие задачи решаются проведением оперативно-розыскных мероприятий

    ЗадачаОписание
    Добыча первичной информацииОдной из задач, преследуемых проведением рассмотренных нами мероприятий, является добывание так называемых первичных сведений, касающихся:
  • преступлений, совершенных или планируемых к совершению;
  • лиц, непосредственно принимавших участие в рассматриваемых преступлениях. Кроме того, на этом же этапе проводится и проверка данных, и лишь при условии, что они подтверждены, с ними ведется дальнейшая работа.
  • Выявление и обнаружениеАналогичным образом в ходе оперативно-розыскной деятельности производится выявление людей, в той или иной степени осведомленных относительно того, в рамках каких обстоятельств совершалось рассматриваемое преступление. Также по следам, оставленным имеющими к делу отношение лицами, производится обнаружение необходимых для следствия предметов и официальных бумаг.
    Обеспечение доказательствКроме того, проведение ОРМ позволяет обнаружить те или иные доказательства преступной деятельности, и обеспечить их наличие для рассмотрения инициированного дела.

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности

    Виды ОРМ

    Согласно букве Федерального закона № 144-ФЗ, регулирующего оперативно-розыскную деятельность в целом, выделяют следующие виды оперативно-розыскных мероприятий.

    1. Проведение опроса граждан.
    2. Осуществление проверочной закупки.
    3. Контроль традиционных почтовых отправлений, а также сообщений телеграфного и прочего типов.
    4. Личный осмотр и обследование комнат, строений, зданий, а также территорий земли и средств передвижения.
    5. Получение из нужных источников справочной информации.
    6. Сбор образчиков для дальнейшего проведения исследования сравнительного характера.
    7. Непосредственно исследование документации и различных предметов.
    8. Длительное или скоротечное наблюдение.
    9. Прослушивание разговоров подозреваемого, осуществляющихся по телефону.
    10. Отождествление личности.
    11. Получение информации компьютерного типа.
    12. Поставка контролируемого характера.
    13. Внедрение оперативного характера.
    14. Эксперимент оперативного типа.
    15. Получение данных с технических каналов связи.

    Выдержка из ФЗ №144 Статьи 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Также возможно классифицировать интересующие нас мероприятия по категориям, согласно такому признаку, как наличие или отсутствие ограничений по отношению к конституционным правам граждан.

    Таблица 3. Категории ОРМ

    Номер категорииОписание
    Категория №1В первую категорию входят мероприятия, не имеющие отношение к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, такие, как:
  • опрос оперативного характера;
  • получение справочной информации;
  • сбор образчиков для исследования;
  • рассмотрение каких-либо предметов и документов;
  • процесс наблюдения;
  • отождествление оперативного характера;
  • в некоторых случаях также оперативный осмотр. Обратите внимание: некоторые из перечисленных ОРМ в частных случаях все же могут приводить к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, в ситуации, когда за кем-либо установлено наблюдение, подразумевающее использование технологий, позволяющих производить визуальный контроль.
  • Категория №2Вторая категория представляет мероприятия, безусловно связанные с ограничением прав граждан, обозначенных в Конституции нашей страны. Так, речь идет о:
  • слуховом контроле;
  • надзоре в рамках сетей электрической связи;
  • оперативном осмотре;
  • наблюдении с использованием технических средств стационарного типа, способствующих осуществлению визуального контроля;
  • фиксации данных о происходящих в рамках жилых помещений и прочих частных владений граждан событиях;
  • контроль отправлений почтового типа.
  • Категория №3В третью категорию входят специализированные оперативно-розыскные мероприятия, такие, как:
  • закупка проверочного характера;
  • поставка контролируемого типа;
  • внедрение оперативное;
  • эксперимент оперативного типа.
  • Без проведения оперативно-розыскных мероприятий невозможно было бы установление порядка в стране и уменьшение количества совершаемых преступлений

    Вывод

    Мероприятия, рассмотренные нами в статье, являются неотъемлемой и необходимой частью всей оперативно-розыскной деятельности, задачей которой, в свою очередь, является предотвращение развития преступности.

    В рамках обозначенных мероприятий могут производиться различные действия, описанные нами выше, часть из которых не нарушает конституционные права граждан страны, а другая все же нарушает, но имея под собой исключительно важную цель: пресечь на корню преступные намерения.

    Обязанности и права полиции имеют отношение не только к сотрудникам обозначенной структуры, но также напрямую касаются и обычных граждан, проживающих на территории нашей страны, так как упомянутые должностные лица были обязаны государством предотвращать преступления, совершаемые в обществе, и заниматься расследованием каждого случая. Поэтому, знать, на что полицейские имеют право, и какие обязательства перед народом вменило им государство, очень важно. Изучим вопрос в специальной статье. 

    — Оперативно-розыскная деятельность в России

    Источник: https://yr-expert.com/vidy-orm/

    Орм получение компьютерной информации

    Орм получение компьютерной информации
    Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности Внести в Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ а) часть первую дополнить пунктом 15 следующего содержания: «15. Получение компьютерной информации.

    »; б) часть четвертую после слов «со снятием информации с технических каналов связи,» дополнить словами «с получением компьютерной информации,»; а) абзац первый части второй после слов «оперативно-розыскных мероприятий» дополнить словами «(включая получение компьютерной информации)»; б) в части десятой цифры «8 — 11» заменить цифрами «8 — 11, 15». 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. 2. Абзац четвертый подпункта «а» пункта 2 статьи 13 и абзац четвертый подпункта «а» пункта 1 статьи 15 вступают в с 1 июля 2020 года.

    Виды, понятие оперативно-розыскных мероприятий

    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

    5. Исследование предметов и документов. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    Предметом проверочной закупки могут быть вещи и объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.).

    Исследование предметов и документов — это ОРМ, которое заключается в изучении предметов и документов лицом, обладающим специальными познаниями, с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.

    Отождествление личности — это способ установления и идентификации лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по признакам ее внешности, голосу, запаху, другим данным.

    Отождествление личности является разновидностью сыскного познания, включающего опознание человека (как живого, так и неопознанного трупа) и опознание материальных объектов и животных.

    https://www.youtube.com/watch?v=APKX21XXqS4

    Оперативный эксперимент — это моделирование специально созданных, полностью управляемых и контролируемых условий, заключающееся в наблюдении за лицом — объектом оперативной заинтересованности, с целью получения оперативно значимой информации.

    Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

    Статья 6

    При осуществлении оперативно — розыскной деятельности проводятся следующие оперативно — розыскные мероприятия: (в ред.

    Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ) 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 5. Исследование предметов и документов.

    7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

    26 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (по состоянию на 8 июля 1999 г.); — нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11 февраля 1993 г.); — журналистскую тайну (ст.

    41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

    (по состоянию на 2 марта 1998 г.).

    Получение компьютерной информации

    Понятие «получение компьютерной информации» — шире, чем «мониторинг информационно-телекоммуникационных сетей и систем». По существу, мониторинг — составная часть получения, добывания оперативно значимой компьютерной информации.

    В Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (2001) под компьютерной информацией понимается информация, находящаяся в памяти компьютера, на машинных или иных носителях в В предыдущей редакции ч.

    1 ст. 272 УК РФ компьютерная информация определялась как информация на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи.

    В специальной литературе в качестве синонимов понятию «компьютерные данные» в рассматриваемом контексте используются термины: «электронные данные», «цифровые данные», «виртуальные следы».

    Таким образом, можно считать, что в техническом плане получение компьютерной информации может осуществляться: • при доступе (непосредственном или дистанционном через компьютерную сеть) к устройствам памяти, установленным в компьютере и периферийном оборудовании; • копировании данных с внешних устройств хранения информации; • получении информации с технических каналов связи и входящих в них промежуточных обслуживающих устройств.

    Во всех случаях информация может быть получена в виде отдельных текстовых, графических, аудио- и видеодокументов либо выборок по заданным условиям из специализированных баз данных. С учетом изложенного далее можно уяснить, каково содержание ОРМ «получение компьютерной информации» с позиций оперативнорозыскной науки и практики. 1.

    К техническим объектам такого рода могут быть отнесены: • потенциально содержащие сведения о разрабатываемых лицах средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам; • носители компьютерной информации, на которых могут храниться данные, представляющие оперативный интерес; • сетевое оборудование, через которое осуществляются коммуникационные акты разрабатываемых лиц.

    2. Получение оперативно значимой компьютерной информации предполагает обследование информационных объектов сети Интернет, среди которых выделим: • места сетевого общения (закрытые сетевые форумы и чаты, сообщества криминальной направленности в социальных сетях и др.) криминально настроенных лиц и их персональные страницы в социальных сетях.

    Обратим внимание на то, что ст.

    2 упомянутого выше ФЗ от 6 июля 2020 г. 4, закрепившей право федерального О

    Новое оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления

    Таким образом, можно считать, что в техни­ческом плане получение компьютерной инфор­мации может осуществляться: а) при доступе (непосредственном или ди­станционном через компьютерную сеть) к устройствам памяти, установленным в компью­тере и периферийном оборудовании; б) при копировании данных с внешних устройств хранения информации; в) при получении информации с технических каналов связи и входящих в них промежуточных обслуживающих устройств.

    Во всех случаях информация может быть по­лучена в виде отдельных текстовых, графиче­ских, аудио и видео документов либо выборок по заданным условиям из специализированных баз данных.

    1. К техническим объектам такого рода мо­гут быть отнесены:

    а) потенциально содержащие сведения о раз­рабатываемых лицах средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мо­бильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам; б) носители компьютерной информации, на которых могут храниться данные, представляю­щие оперативный интерес; г) сетевое оборудование, через которое осу­ществляются коммуникационные акты разраба­тываемых лиц.

    1. Получение оперативно значимой компью­терной информации предполагает обследование информационных объектов сети Интернет, среди которых выделим:

    б) места сетевого общения (закрытые сете­вые форумы и чаты, сообщества криминальной направленности в социальных сетях и др.) кри­минально настроенных лиц и их персональные страницы в социальных сетях.

    Оперативно-розыскные мероприятия в сети Интернет

    С позиций оперативно-розыскной деятельности Интернет может рассматриваться: во-первых, в качестве технологической информационной системы, обеспечивающей передачу, обработку и хранение информации и представляющей оперативному сотруднику особый инструментарий информационного поиска (технологический подход); во-вторых, как сложный социокультурный феномен, образующий особую среду реализации определенных видов деятельности и проявления специфических общественных отношений (социологический подход).

    Информационные ресурсы, содержащие оперативно значимые сведения (сайты, через которые распространяется социально опасная информация, реализуются предметы, запрещенные к обороту, ведется пропаганда криминального образа жизни и т.п.). 3. Места сетевого общения криминально настроенных лиц (открытые и закрытые форумы криминальной направленности, чаты и др.). Кратко рассмотрим особенности каждого из выделенных направлений.

    Новое оперативно-розыскное мероприятие «Получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления Текст научной статьи по специальности — Государство и право

    Эти источники могут быть разделены на четыре вида, в каждом из которых имеется своя специфика получения компьютерных данных: 1.

    К техническим объектам такого рода могут быть отнесены: а) потенциально содержащие сведения о разрабатываемых лицах средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам; б) носители компьютерной информации, на которых могут храниться данные, представляющие оперативный интерес; г) сетевое оборудование, через которое осуществляются коммуникационные акты разрабатываемых лиц.

    2. Получение оперативно значимой компьютерной информации предполагает обследование информационных объектов сети Интернет, среди которых выделим: б) места сетевого общения (закрытые сетевые форумы и чаты, сообщества криминальной направленности в социальных сетях и др.)

    Источник: http://razvodved.ru/orm-poluchenie-kompjuternoj-informacii-72254/

    ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ПОЛУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

    Орм получение компьютерной информации
    Научный руководитель: Поросенов П.И., канд.юрид.наук.

    Ключевые слова: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОРД); ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; ЗАКОН ОБ ОРД; КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ; OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES (ORD); OPERATIONAL SEARCH MEASURES; LAW ON HORDES; COMPUTER INFORMATION.

    Аннотация: В данной статье рассматривается специфика организации и осуществления оперативно-розыскными подразделениями нового оперативно-розыскного мероприятия (далее – ОРМ) «получение компьютерной информации».

    В тексте на основе теоретических и нормативно-правовых положений указаны: сущность понятий «компьютерная информация» и «получение компьютерной информации», дана подробная характеристика данного ОРМ исходя из общепринятой классификации видов ОРМ, а также разъяснена значимость выделения отдельного ОРМ «получение компьютерной информации» в целях борьбы с компьютерной преступностью.

    Новым веянием для отечественного оперативно-розыскного закона явилось оперативно-розыскное мероприятие (далее – ОРМ) «получение компьютерной информации». Внесение его законодателем в Закон явилось первым основательным изменением с момента последних предпринятых дополнений и поправок в части организации и осуществления ОРМ.

    Под ОРМ «получение компьютерной информации» следует понимать: получение оперативно-розыскным подразделением сведений, функционирующих на машинных носителях компьютерной информации, в том числе полученных из сети Интернет, и их фиксация путем съема техническим специальными средствами характеристик электромагнитных полей, возникающих при обороте компьютерной информации в сети электрической связи.

    Охарактеризуем вышеуказанный вид оперативно-розыскного мероприятия.

    Получение компьютерное информации – это ОРМ: комплексного характера; ограничивающее конституционные права граждан; длящиеся по времени проведения; как требующее судебного санкционирования (решения), так и не требующее его по определенным основаниям, указанным в Законе об оперативно-розыскной деятельности». ОРМ, рассматриваемое в статье, связанное с получением компьютерной информации, проводится с использованием оперативно-технических сил следующих оперативно-розыскных подразделений: органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности. Результаты получения компьютерной информации оформляются посредством следующих процессуальных документов: справкой, рапортом или актом. В случае необходимости они могут быть переданы следователю для использования в качестве доказательств с копией полученной из компьютера информации.

    При помощи незаконных действий лиц с компьютерной информацией может быть образован состав преступления, относящийся к разряду преступлений против компьютерной информации.

    Таким образом, понятие компьютерной информации закреплено именно в уголовном законодательстве: сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

    Кроме этого, получение компьютерной информации сотрудниками оперативно-розыскных подразделений необходимо для пресечения, выявления и расследования преступлений в сфере компьютерной информации, среди них: неправомерный доступ к информации; перехват информации; модификация данных и системная модификация; создание неправомерных устройств (неправомерное изготовление, продажа, использование, распространение, в частности устройств, включающих компьютерные программы, созданные или приспособленные для целей совершения неправомерного доступа к компьютерной информации).

    Приведем список примеров средств, технологий, с помощью которых может осуществляться работа с информацией: средства вычислительной техники, включая средства сотовой связи и мобильные устройства, обеспечивающие доступ к сетевым ресурсам; носители компьютерной информации; сетевое оборудование. Перечисленные средства и технологии для процессов работы с информацией могут использоваться для совершения преступлений, а также могут быть предметом преступного посягательства.

    С помощью названных устройств лица могут обрабатывать получаемую информацию, передавать ее с высокой скоростью по различным каналам связи, а, кроме этого, быстро ее обезличивать.

    Рассмотрим один из методов, который чаще всего применяется сотрудниками оперативно-розыскных подразделений для эффективного получения компьютерной информации у лиц, вызывающих оперативный интерес: компьютерную разведку.

    Сущность компьютерной разведки заключается в поиске и получении информации из компьютерных систем и сетей. Осуществляется компьютерная разведка с использованием аппаратно-программных компьютерных средств, применяя также при этом определенные логические операции и приемы.

    Информация, полученная в результате компьютерной разведки, в ряде случаев требует аналитической обработки. В то же время применение методов компьютерной разведки существенно повышает эффективность аналитической разведки, так как открывает возможность «черпать» информацию из банков данных и компьютерных систем, имеющих, в частности, выход в сеть «Интернет».

    Но все же сегодня перед силами оперативно-розыскных подразделений стоит проблема сложности пресечения, выявления компьютерной преступности в связи с расширяющимися в использовании средств коммуникации: новых информационных систем и технологий, также способов сокрытия, получения, копирования компьютерной информации, кроме этого, использования криминальных схем и способов преодоления защиты компьютерных сетей в деятельности криминальных структур.

    Таким образом, компьютерная преступность представляет собой особую общественную и национальную проблему.

    И в связи с этим необходимо способствовать созданию современных компьютерных комплексов, которые должны стать необходимым инструментом оперативных комбинаций и следственных мероприятий при получении компьютерной информации.

    Использование при проведении ОРМ современных информационных технологий позволит устранить факторы мобильности и скрытности использования современных средств получения, копирования, обработки компьютерной информации в целях борьбы с компьютерной преступностью.

    Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации (с изм. на 21.07.2014) – М.: Юрист, 1993. – 48 с.

    Источник: https://novaum.ru/public/p1686

    Указ и право
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: